На территории Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области расположен один из древних мавзолеев – «Арстанбап-Ата». В последнее время отдельные депутаты местных кенешей выдвинули инициативу о закрытии мавзолея, чем вызвали обеспокоенность местных жителей. Инициаторы даже повесили объявление, что «запрещается проводить жертвоприношение скота вокруг мавзолея».
Последние 10 лет смотрителем (шайык) мавзолея «Арстанбап-Ата» работает 73-летний Асылбек Атакозуев. Большинство туристов, приезжающих познакомиться с уникальной местной природой, заглядывают в мавзолей, молятся.
По словам шайыка, в последнее время некоторые люди начали препятствовать его работе:
— Эти люди начали обвинять меня в том, что якобы я иду не по указанному богом пути. Они говорят: «Вы должны уйти на отдых. Вы неправильно объясняете все посетителям, из-за чего они молятся другим божествам (ширк). Сюда нельзя впускать женщин и резать здесь скот». Даже начали говорить, что здесь нельзя молиться. С каждым посетителем мавзолея я стараюсь проводить беседу, объяснять. Но они все равно считают, что я поклоняюсь другим божествам. В своей работе я строго придерживаюсь божьих правил. Все заработанные деньги мы с женой вложили в улучшение условий этого места.
Мавзолей «Арстанбап-Ата» стал святым местом, которое посещает множество паломников. Сюда приезжают и молятся бездетные женщины, из близлежащих сел приезжают люди, чтобы местный смотритель подстриг волосы ребенку, почитать Коран. В качестве жертвы режут специально привезенный скот и домашних птиц. Такие обычаи формировались на территории Арстанбапа издавна.
В последнее время вокруг функционирования мавзолея стали возникать различные мнения. Начали поднимать вопрос о смене смотрителя мавзолея. Некоторые местные жители стали требовать ограничить число паломников, посещающих мавзолей.
По мнению депутата айылного кенеша Абдумалика Муллажанова, все эти ритуалы считаются большим грехом:
— Несколько лет назад ко мне обратились арсланбобские аксакалы: «Ты хороший, верующий человек, но ты не посещаешь мавзолей «Арстанбап-Ата» и не молишься». Паломники привозят своих детей, чтобы их подстриг шайык, бездетные молятся, чтобы у них родился ребенок. При рождении ребенка говорят, что это
Арстанбап- Ата им дал ребенка. На радостях привозят сюда скот и приносят его в жертву.
Внутри мавзолея захоронен человек. Мы все знаем историю этого благородного человека. Но если даже Арстанбап- Ата восстанет из могилы, он не сможет сделать ничего хорошего для людей. Не только он, но и другие пророки не могут дать сына человеку. Это в руках только Аллаха. Поэтому просить у других, кроме Аллаха, приносить жертву считается ширком. Я считаю это большой грех. Молча наблюдая за тем, как люди молятся другим святым, мы сами будем считаться грешниками.
Некоторые люди приходят сюда помолиться перед совершением хаджа. В таких случаях его хадж не будет принят. Поэтому мы решили прекратить все эти действия. Я хочу попросить мусульман не привозить сюда своих детей и женщин, прекратить резать скот для жертвоприношения.
В народе существует множество легенд о названии местности Арстанбап. В одной из них говорится, что во времена пророка Мухаммеда в этих землях жил святой по имени Арстанбап, который поднялся на вершину горы и развеял семена, подаренные ему небесами, по всей долине, со временем превратившейся в огромный ореховый лес.
Мавзолей «Арстанбап -Ата» построен в 16-18 веках. В 1975 году мавзолей был отреставрирован. Несколько лет назад вокруг мавзолея организовали места отдыха, благоустроили прилегающую территорию.
6 июля на сессии айылного кенеша села Арстанбап депутатами поднимался вопрос о мавзолее, но они не смогли прийти к единому мнению. По словам заместителя председателя айылного кенеша Барпы Кыпчакова, местные власти не вмешиваются в дела инициативной группы:
— Местная власть не стала вмешиваться в это дело. Инициатива выдвинута некоторыми местными жителями, которые предлагают поменять землю. На сессии айылного кенеша этот вопрос тоже обсуждался, предлагалось заменить смотрителя мавзолея. Но в итоге они ничего не решили. Смотритель мавзолея был назначен сельской управой по устной договоренности, без официального оформления. В 2014 году с помощью местных властей и смотрителя на территории мавзолея были построены места отдыха. Люди приезжают подстричь волосы детям, помолиться и провести обряд жертвоприношения, просто отдохнуть. Мы пока не поднимаем вопрос о смене смотрителя мавзолея. В ближайшие дни мы встретимся с ним и поговорим.
Мавзолей «Арстанбап-Ата» и места отдыха вокруг него являются муниципальной собственностью. Инициативная группа выступает с требованием передать мавзолей в ведение сельской мечети. Раимжан Мамажанов, имам мечети «Арстанбап-Ата», рассказывает следующее:
— В истории говорится, что Арстанбап-Ата был святым и великим человеком. Об этом не пишется в Коране, это легенда. Правдивость ее известна только Аллаху. Интервью смотрителя для телевидения, где он рассказывал о бездетных паломниках, которым передают срезанные у детей волосы, показывал могилы, представило нас перед общественностью как необразованных людей. Этим он опозорил нас. Многие местные жители были недовольны этим видео. Поэтому мы хотим назначить смотрителем мавзолея образованного человека. Он должен уметь проводить разъяснительную работу среди посетителей, рассказывать им то, что написано в книгах. Шайыками можно называть умных и образованных людей, наподобие профессоров и докторов наук. Неправильно называть шайыком человека, который просто присматривает за мавзолеем.
Село Арстанбап расположено в горной местности, где произрастают ореховые леса. В селе живет более 22 тысяч человек. Население многонациональное, состоит из кыргызов, узбеков, таджиков, русских, немцев и других. Ежегодно полюбоваться местной природой сюда приезжают более ста тысяч отдыхающих.
Муратбек Мамадалиев — один из местных активистов. Он считает, что достопримечательности Арстанбап должны привлекать туристов:
-Арстанбап – одно из самых знаменитых в Кыргызстане туристических мест. Многие туристы приезжают посмотреть мавзолей «Арстанбап -Ата» и помолиться здесь. В возникшем споре у сторон есть своя заинтересованность. Сюда приезжает очень много людей. Те, кто требует, чтобы сменили шайыка, может, зарятся на деньги, которые ему дают. Может, хотят прекратить поклонение другим божествам. Я внес свое предложение местным властям. На территории Арстанбап есть исторические места, археологические находки — все это можно объединить вокруг мавзолея как архитектурно-исторического памятника.
По словам некоторых местных жителей, с предложением закрыть мавзолей выступают представители других религиозных организаций. Инициаторы такие предположения жителей опровергают. В 2016 году правоохранительные органы провели обыск в домах некоторых жителей, где была найдена религиозно-экстремистская литература. По официальной информации, на территории Джалал-Абадской области зарегистрированы почти 550 человек, которые являются членами экстремистских группировок, 40 из них проживают в селе Арстанбап .
Представитель в Джалал-Абадской области Государственной комиссии по делам религий Нурбек Кайсарбаев считает, что в озвученных инициаторами этой идеи намерениях присутствуют радикальные призывы:
— Мы расследовали ситуацию, которая сложилась в Арстанбапе. Проблема с землей и мавзолеем относится к местной власти. Мы предложили областной власти и Базар-Коргонской районной администрации взять работу в этом направлении под свой контроль. Обратились и в местный казыят, чтобы местные молдо вели разъяснительную работу среди населения. Перед правоохранительными органами поставлена задача о недопущении возникновения конфликтных ситуаций. Основную работу должны проводить сельские управы. Ширк считается основным принципом в исламе. Поэтому надо вести разъяснительную работу и среди посетителей мавзолея. На видео, которое распространяется через WhatsApp, в словах, которые произносит человек внутри мавзолея, на первый взгляд, присутствуют радикальные призывы. Это можно определить с помощью теологической экспертизы.
Проблема, возникшая вокруг мавзолея, будет в ближайшее время рассматриваться районными властями. Сейчас пока не известно, ограничат ли посещение мавзолея, по какому распорядку он будет работать.
На территории Арстанбап есть 3 дома отдыха и 3 детских лагеря. Кроме того, туристы и отдыхающие могут остановиться почти в 100 частных домах отдыха.
Примечание: Ширк (араб. شرك, язычество, политеизм[1]) — в исламе буквально: придание Аллаху товарищей (равных) или поклонение кому-либо помимо Аллаха, часто переводится как многобожие. Следствие и одно из основных проявлений куфра. Является, согласно вере мусульман, величайшим грехом, которого Аллах никогда не простит, если делающий данное действо не покается, узнав о том, что это является грехом. Носитель ширка — му́шрик, но не каждый совершающий «ширк» является «мушриком»: для этого есть строгие условия, а эта тема в мусульманском богословии уже называется «такфир». Ширк с точки зрения мусульман делится на большой и малый. Большой выводит из ислама, и к нему относится такое действие, как поклонение кому-либо, кроме Аллаха, одним из видов поклонения, который узаконил Аллах, а также колдовство и др. Малый ширк — это подобие больших грехов, например, рия (показное совершение благих дел), клятва не Аллахом и тому подобное.
Источник: Азаттык, Руслан Калматов